top of page

Из перехода в музыканты


Звуки гитары, доносящиеся из перехода, уже до крайности знакомая мелодия, и вот ты уже идешь и мысленно подпеваешь ему – уличному музыканту. О том, каково это - играть в переходах и на площадях, о заработке и общении (иногда конфликтном) с горожанами я расспросила Лёву Ляндерса, человека, жизнь которого изменил подземный переход.

- Почему ты решил начать играть в переходе?

- Знаешь, нужно иметь смелость и достаточное количество наглости, чтобы выйти на улицу, ведь кто тебя звал туда, кому ты там нужен?! Я на гитаре играю лет с 11. Постоянно брынчу дома, но мои родители – музыканты, поэтому меня особо никто не слушает. Они, так скажем, и без того устали от музыки, а мне хотелось хоть как-то самовыразиться . Идея пришла спонтанно: сидел дома, играл на гитаре, денег , как обычно, нет. Неожиданно возникла мысль, поделился с другом. Так я и выбрал улицу.

- Куда отправился в первый раз?

- В переход около ТЦ Восхода. Я всегда играю в Автозаводском, так как в других районах это не распространено, да и нет мест ни в «старике», ни в «комсе», где можно играть. Это, во-первых, а во-вторых, плотность населения и, скажем, статус решают многое. Сейчас я уже давно не в переходах играю.

- Почему и на что сменил площадку для самовыражения?

- В голове уже другие вещи и задумки, что-то более масштабное, чем переход. Даже у торговых центров - это уже глобальнее: аудитория больше и лучше. В переходе часто бывали случаи, когда алкоголики, хулиганы докапывались. Например, на день города был случай: я играл «ДДТ – метель», проходит шумная пьяная компания. Они попросили сыграть очередной «блатняк». Конечно, я отказался. Но они вернулись, и один из них попросил гитару, я снова сказал «нет», потому что ради этой гитары я играл в переходе две с половиной недели. Через десять минут препираний он пнул мой чехол, и монетки, весело звякая, разлетелись. А «воин» каким-то образом еще и свои солнцезащитные очки сломал. В итоге он заявил, что собирается звонить в полицию, я согласился, заметив, что связи в переходе нет, надо подняться. Но пока мы шли, я усомнился в благоразумности происходящего, подумал: «к черту» и убежал.

-Каков твой обычный заработок, если ты накопил на гитару за такой короткий срок?

- На гитару ценой в 10000 я заработал быстро, учитывая, что я тратил деньги на шаурму и прочие развлечения. По сути, в переходе можно много заработать. Всё складывается из мелочей: если ты идешь с мыслью «сегодня надо заработать косарь», скорее всего ничего не получиться, может и заработаешь, но это будет гипертяжко, а если заранее не настраиваешься на большой заработок, а хочешь поиграть для себя, для людей, то и заработаешь намного больше без труда.В среднем, за два-три часа я поднимаю 1500, если играю около ТЦ, в переходе - намного меньше. Да, может показаться, будто у нас в чехлах и шляпах одна мелочь, но когда у нас набирается определённая сумма, мы убираем, к тому же бумажные деньги мы тоже сразу прячем в карман. Попыток воровства не было, но могут попросить алкаши рублей 20. Им легче дать, чтобы отвязались, чем спорить. За те пять минут, которые я потрачу на него, я смогу больше 20-ти заработать. Однажды у «Самары» был один мужчина, который постоянно клянчил деньги. Но в определенный момент вышла женщина, которой нравится, что я здесь играю, и отогнала его, обещала помочь в трудной ситуации. В общем, женщины за 50, вот наши главные фанаты.

- А как к твоему занятию относятся полицейские?

-Они ни разу меня не тронули, не пытались даже придраться, хотя и денег тоже не давали. Возможно, мне кидал мент в штатском, без формы, но этого мне никогда не узнать.

- Расскажи о своей аудитории.

- Основной контингент людей, которые кидают деньги – это люди от 25 -40 лет, они дают больше всего. Чаще мне скидывают мужчины. Наверно, это потому что мой репертуар достаточно мужественный: русский рок, « ДДТ», «Наутилус Помпилус», «Сплин», который любят, кстати, все. Играю именно те песни, которые лет 10-20 назад крутились во всех кассетных плеерах. Композиции, которые всегда принесут монетку, - это «Сплин»- «Выхода нет» ,«Мое сердце», «Танцы минус» - «Половинка меня». Заезженно, попсово, но сбрасывают.

- Для тебя это никогда не становилось рутиной: играть целый день одно и то же?

- В какой то момент накрывало, и я просто давал себе несколько дней отдыха. Сейчас играть на гитаре - это уже отдых от всего остального музыкального мира. В музыкальном училище постоянно все следят, чтобы нота звучала ни выше, ни ниже на полтончика , а здесь всё достаточно легко, расслабляешься.

- Сталкивался ли ты с конкуренцией? Один раз я видела , как двое музыкантов сидят одном месте по разным углам.

- Ну, да, такое бывает, но редко. Например, у перехода около остановки «Океан» есть своя беседа вк: ребята забивают время и место. Основная масса достаточно организованна, но есть исключения. Например, в том же месте есть старушка, что приходит, садится на мусорку и начинает «петь»

- Видела даже такой случай: она пришла и деньги от музыканта, стоящего рядом, плавно перетекли ей

- Знаешь, это то же самое, что пойти у церкви встать с протянутой рукой, еще и больше заработаешь

- Расскажи, что за люди играют на улицах.

- Это очень интересная тема, потому что я один из немногих, кто более менее адекватен в этом плане. Контингент не самый приятный: люди, которые играют на улице, в основном уже давно пьют, колются. Большинство из них старше 20, видимо, в какой-то момент в их жизни явно что-то пошло не так. Там много таких, кто играет на гитаре лучше, чем я. К слову есть парень, который и играет хорошо, и поёт. Ты спросишь, почему он не в музыкальной группе? У него уже есть и жена и ребенок, а он до сих пор в переходе и это весь его заработок.

- Как к этому относятся твои друзья и знакомые?

- Были попытки меня простебать, но они быстро пресекались. Вот я пошёл в переход, поиграл, и у меня несколько часов есть 500 и больше, и мне наплевать на мнение остальных. Я делаю то, что люблю, и зарабатываю на этом, а чего добился ты? . К тому же друзья особо не осуждали. А незнакомые люди чаще благосклонно относятся к этому. Была, правда, одна незнакомая тетка, которая докопалась: «Работу себе найди», я сказал «Сама себе найди», она возразила, что у нее есть, а я в ответ, попросил ее туда и пойти. Кстати, недавно мы с виолончелисткой выступали в Битcom и я рассказал о том, как мы познакомились, о своём увлечении музыкой и выступлениях на улице. Меня спросили, не стремно ли, на что я ответил: «Если вам стремно заниматься тем, что вам нравиться, зачем тогда вообще существовать?» И все присутствующие меня поддержали. И родители спокойно к этому отнеслись, они же у меня музыканты. Но главное, что все пришло к тому, к чему и должно было. Теперь я в музыкальном училище.

- То есть переход изменил твою судьбу, повлияв на то, чем ты будешь заниматься в будущем?

- Ну да, учась в школе, я занимался футболом, перевёлся даже в спорт класс. Программа разительно отличалась от программы в обычной школе, и я ушёл в юридический колледж. Год я получился там и весь этот год я проторчал в переходе, прогуливая пары. И под конец 2015, я, наконец, понял, чем я хочу в жизни заниматься

- Какие качества ты в себе развил благодаря улицам?

- У меня все в порядке с тайм-менеджментом и я вне рамок классического музыканта, трясущегося за каждую нотку и не отходящего от партитуры ни на тон. Стал более терпим к ошибкам людей. Даже и не думаю звездиться, как некоторые коллеги из училища. Помню, выступали на благотворительном концерте с эстрадными вокалистками, и они начали выпендриваться а-ля «где моя личная гримерка?».

- А какие бы наставления ты дал начинающим уличным музыкантам или тем, кто только думает о карьере в переходе?

- Дойти мозгами до того, что ты делаешь и зачем ты это делаешь. Выучить основы музыкального искусства, чтобы на ходу, например, перетранс

понироваться в другую тональность. Если играть все время одинаково, это действительно в какой- то момент станет рутиной. Найти свои композиции, внести в них свою индивидуальность и наслаждаться процессом. Это же классно,когда люди слушают.

фото автора

Просим Вас оставить отзывы об этой статье в разделе "Комментарии" (спуститесь вниз в футер) 
 СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ: 
  • Facebook B&W
  • Twitter B&W
  • Instagram B&W
 ПОСЛЕДНИЕ ПОСТЫ: 
ПОИСК ПО ТЭГАМ:
bottom of page